Нeизвeстныe вeлoсипeды Xaрькoвскoгo вeлoзaвoдa XВЗ
/ В. Кaргaнoв
Вeлoсипeд «Укрaинa» всeгдa был нe прoстo брeндoм, a визитнoй кaртoчкoй укрaинскoй прoмышлeннoсти. Нo крoмe мaссoвыx мoдeлeй, нa XВЗ в Xaрькoвe выпускaли мaлoтирaжныe вeлoсипeды и прoчий, мaлoизвeстный нынe трaнспoрт. Пoпрoбуeм вспoмнить сaмыe интeрeсныe oбрaзцы.
Вeлoсипeд – трaнспoрт прoстoй не более чем нa пeрвый взгляд. Нa сaмoм дeлe oн трeбуeт высoкoй культуры прoизвoдствa и вoт пoчeму. С oднoй стoрoны, кoнструктoры всeгдa пытaются сдeлaть вeлoсипeд кaк мoжнo лeгчe, вeдь вoдитeлю приxoдится пeрeмeщaть eгo (и сeбя) исключитeльнo силoй сoбствeнныx мышц. Нo с другoй стoрoны, цeлый серия дeтaлeй дoлжeн быть oчeнь прoчными, пoскoльку oни испытывaют бoльшиe цикличeскиe нaгрузки – тaкиe литоринх принципиaльныe oсoбeннoсти любой веломашины.
Баскетбольный велосипед ХВЗ В-542 “Спорт” – чудо мальчишек 1970-х. Действительно достойный вел угоду кому) тренировок и прогулок
К этому добавляется задание безопасности, ведь поломка некоторых деталей велосипеда получи и распишись ходу однозначно приведет к падению и травмированию велосипедиста. Тот или иной, напомним, зачастую не спортсмен, а пороха не выдумает гражданин с посредственным уровнем физической подготовки.
Из этого места строгие требования в первую очередь к конструкционным материалам, которые определяют надёжность соответственных деталей и в то же век их вес. У велосипедов ХВЗ с прочностью было повально в порядке – даже если говорить безлюдный (=малолюдный) о спортивных, а о массовых моделях. Но пока что мы вспомним о малоизвестных или положительно забытых моделях велосипедов (и не всего!) из Харькова.
Велосипед “Турист-Двое”, мод. 197-411, 1990 – 1992 гг.
Настоящий двухместный велосипед с размещением седоков за схеме “тандем” удобный для семейных прогулок и прокатных сервисов. По причине использованию комплектующих от серийных моделей, некто не был слишком дорогим. Обратите тщательность, что в тандеме сохранено четыре передачи, подобно ((тому) как) на базовом “Туристе” – относительная реликт в те времена.
Двухместные велосипеды-тандемы возьми ХВЗ выпускались серийно, но серии были ограничены с-за небольшого спроса
Но широкого распространения “Тандем” безвыгодный получил. Дело том, что его приход на рынке пришлось на годы экономических проблем, нет-нет да и единственным востребованным велосипедом был оный, к которому можно было привязать сапку и сак картошки.
МГ-1, 1961-1963 годы
Опираясь сверху большой опыт проектирования и производства экипажной части легкого двухколесного транспорта, фабрика ХВЗ разработал этот МГ – “мопед погрузочный”. Для него использовали 50-сапфировый движок мощностью 1,5 л.с.
Если бы в стране было разрешено частное бизнесменство, этот микрофургончик стал бы популярным.
Фрахтовой мопед не прижился на рынке: частным владельцам возлюбленный тогда был не нужен, а госучреждения требовали паче мощную технику
До 60 кг полезной нагрузки симпатия мог перевозить со скоростью 30 км/ч, и сие был неплохой результат. Но государственные предприятия (в первую хронология общественного питания) требовали более мощного развозного транспорта, и могли себя его позволить. Поэтому пирожки изо кулинарий и столовых по школам и другим точкам по времени развозили на грузовых версиях киевских мотоциклов МТ “Днепр” и мотороллерах “Муравей”. Опять-таки, небольшую промышленную партию МГ-1 безвыездно-таки сделали – в версии для доставки почты.
Лисапед женский, модель неизвестна, 1963 годочек
Один из самых таинственных велосипедов ХВЗ. Возлюбленный есть, но никаких документальных упоминаний о нем в отлучке. Судя по рассказу хозяйки показанного возьми фото экземпляра, это была небольшая (поблизости 10 шт.) опытная партия модели, которую планировали произвести к определенному громкому событию.
Странный инер женского велосипеда и мотовелосипеда так и остался в нескольких экземплярах. Водан из которых дожил до наших дней
А решение о выпуске не утвердили, никакую документацию неважный (=маловажный) создали. А те демонстрационные экземпляры, которые успели натворить на опытном участке, распродали работникам завода.
Интересные заслуги этого велосипеда – прочная рама, сращивание которой созданы по принципу рам мотовелосипедов. Такими но усиленными были и колеса, шатуны да были заимствованы у мотовелосипеда. Трогательная пентименто: стильная сетка из тонких нитей, которые закрывают заднее безопаска – чтобы юбка велосипедистки не попала в спицы. Вплоть до настоящего времени эта защита безвыгодный сохранилась, но соответствующие отверстия в заднем крыле (у)потреблять. На сегодня известно лишь об одном экземпляре сего велосипеда (на фото), в 2015 году возлюбленный был продан в Киев.
Мотовелосипед В-901 “Харьков”, 1958 – 1963 годы
Потому что такой транспорт в послевоенные годы назывался мотовелосипедом, его планировка и производство доверили Харьковскому велозаводу. Некоторый, кстати, не так давно выпускал и полноценные мотоциклы. Моторизованное дитя харьковчан было с моторчиком “Д-4” харьковской разработки и разгонялось перед максимальной скорости 35 км/ч. Вдобавок широкие энергоемкие шины 26х2 и мягкая висюлька колеса позволяли быстро двигаться и объединение плохой дороге. Удивительно, но тяжесть В-901 был всего 26 кг, в таком случае есть не намного больше, нежели у рядового велика того времени.
Мотовелосипед В-901 стал первым советским транспортом подобного в виде. Показательно, что двигатель для него также спроектировали в Харькове
Передвижной торговый странность ХВЗ
Один из плодов творческого поиска харьковских маркетологов конца 1980-х – азбука 1990-х. Передвижная торговая точка – приспособленный вариант для мелких торговцев, в частности, в курортных зонах. Массово текущий продукт ХВЗ не производился.
Интересное, иначе) будет то не сказать передовое для того времени ответ: торговая точка с термокамерой и зонтиком держи удобном велосипедном шасси
Прицеп велосипедный мод. 020-411
Беспредельно полезная вещь, в первую очередь угоду кому) дачников и фермеров. Прицеп создавали в конце 1980-х годов. Легкая и вместительная медведка получилась достаточно крепкой – таки ее проектировали профессионалы велосипедного состояние. В отличии, кстати, от современных китайских аналогов, которые сделаны числом аналогичной схеме, но из дешевых материалов и с упрощениями вслед счет надежности.
Велосипедный прицеп конструкции ХВЗ был универсальным: его дозволяется было использовать и как ручную тележку
Вместимость прицепа по паспорту – 60 кг, неважный прицеп весит на пару килограммов с лишком, чем тягач – 18 кг. Обратите интерес: конструкторы имели в виду, что железка опционально могут быть пластиковыми! Клеймящий по наличию заводского индекса, велоприцепы мод. 020-411 выпускались бери заводе, но нет сомнений, ровно это – настоящая экзотика даже в годы выпуска.
В постлюдия можно добавить, что часть приведенных на этом месте транспортных средств производства ХВЗ, невзирая на их уникальность, сохранилась вплоть до наших дней. Редкие велосипеды и мотовелосипеды ХВЗ хранятся в музеях и частных коллекциях, в волюм числе и в Украине.