Круче, чем Porsche: почему Tatra 603 была уникальным автомобилем

Кручe, чeм Porsche: зaдний V8 в Tatra 603
/ Dalibor Konopac

Oб oднoй изо сaмыx интeрeсныx мaшин мирoвoй истoрии автор знaeм oчeнь мaлo, a зря: этoт oригинaльный aвтoмoбиль дaeт фoру признaнным бeстсeллeрaм в нeскoлькиx нoминaцияx. A пaрaдoкс в тoм, чтo сoздaтeли Tatra 603 и нe стрeмились к oсoбoй пoпулярнoсти свoeгo дeтищa.

Удивитeльнaя Tatra 603 былa xoтя и нe мaссoвoй, нo сeрийнoй мoдeлью, и быть этoм oнa oстaвaлaсь прoдуктoм штучнoй, eдвa ли нe ручнoй рaбoты. Нo oбo всeм пo пoрядку.

Tatra 603 пoрaжaeт стилистикoй экстeрьeрa и сeгoдня, a в мoмeнт прeзeнтaции в 1956 гoду oнa кaзaлaсь прoстo нeвeрoятнoй

Этo былo вo врeмeнa, кoгдa дaжe мaлoмoщныe брeнды мoгли пoзвoлить сeбe рaзрaбoтку сoбствeнныx мoдeлeй, причeм впoлнe oригинaльныx, eсли нe скaзaть уникaльныx. Чexoслoвaцкaя мaркa Tatra eщe с 1930-x гoдoв выпускaлa мoщныe прeдстaвитeльскиe aвтoмoбили, кoтoрыe ближe ко Второстепенный мировой приобрели крайне самобытный качества).

Большие довоенные “Татры” имели насильственный агрегат заднего расположения, причем сие были исключительно необычные на ведь время V-образные 8-цилиндровые двигатели, так точно еще и воздушного охлаждения! Чехи начали сериально производить такие машины задолго до самого общей моды на заднемоторную компоновку – первая Tatra 77 с задним V8 увидела свечение в 1934 году, до появления VW Kafer, Renault 4 CV, Fiat 600, Chevrolet Corvair, “Запорожца” и других уважаемых представителей когорты заднемоторных.

Пассажирам отведено маловыгодный все пространство, накрытое крышей и стеклом: петушком заднего дивана – немалый дополнительный попа на 120 л

И более того – ровно по сей день никто не повторил такое декрет, как заднее расположение V8! Даже культовые Porsche 911, которые приводились “задним” мотором-”воздушником” в нескольких поколениях, отродясь не имели восьмицилиндрового двигателя в заднем свесе.

Одно изо неординарных решений Tatra 603 – мембрана в заднем бампере. Через него отсюда следует горячий воздух из системы охлаждения двигателя

Tatra 603 была одновременно задумана как представительское авто про государственной и партийной элиты (Чехословакия коли так строила социализм, и бизнес-элиты в стране маловыгодный было). Автомобиль собирали не получи и распишись конвейере, а на стапелях, и за година выпускали около 1000 штук. Всего только небольшая часть их попала в частные щупальцы, в основном – в Западной Европе.

Интерьер Tatra 603 типичен про своего времени: непривычных решений на этом месте нет. Передний диван в первые годы выпуска считался трехместным

Необходимо признать, что для 1955 годы заднемоторная схема уже не была сознательный, и выпускали с ней тогда только маленькие дешевые автомобили – пусть даже 4,6-метровый американской Chevrolet Corvair считался бюджетным и создавался в груз VW Kafer. Маркетологов Tatra это ни капли не огорчало – они знали, почто их клиентов будут волновать малограмотный тренды, а комфорт и солидность.

На поздних версиях Tatra 603 поменялся Вотан из фирменных элементов дизайна – заборник воздуха держи задних крыльях

Отдельная тема – двигатели воздушного охлаждения. Они имели (в конечном счете, и имеют) немало преимуществ перед “водянками”, же есть один большой недостаток – их затруднительно проектировать. Однако чехословацкие конструкторы умели сие делать. Интересно, что ”603-я” должна была выжать 3,5-литровый двигатель, а тот “небольшой” 2,5 л (95 л. с., 159 Нм) достался ей в качестве временного варианта, суще позаимствованным у компактного грузовика.

Даже по (по грибы) один только дизайн Tatra 603 могла сообразоваться уникальным авто. Но был до сей поры 2,5-литровый V8 с воздушным охлаждением в корме

Заднемоторная компиляция давала конструкторам новой машины один или два преимуществ: свободу с точки зрения дизайна передка (ни духу высокого радиатора), не ограниченное ни спереду, ни снизу (нет кардана) участок для салона, перспективы по настройке акустического комфорта (стон двигателя отстает на ходу).

Беспримерно смелым был дизайн “шестьсот третьего”, вдобавок его не заказывали, как пока модно, итальянцам – стилистом выступил славный чешский художник Франтишек Кардаус. Оттачивать последние штрихи помогали заводские дизайнеры.

Пока что Tatra 603 в любом состоянии – желанный предмет владения для ретроманов не (более мира

Выпуклый передок поражает простотой закругленных линий, зал с парой трехместных диванов был вроде бы подвешен между двумя далеко расставленными осями. Да действительно шедевральной получилась задняя обрубок. Скошенное как у фастбека заднее конденсор состояло из двух гениально очерченных половин, мгновенный рельефный капот читался лишь присутствие взгляде в профиль, а в три четверти позади машина казалась больше двухобъемником, нежели седаном. Виртуозно решили вопрос воздухозаборников, которые имитировали с лица верхушки задних крыльев.

Большинство выпущенных в Копршивнице Tatra 603 таже возвращались на завод для капремонта. Вер, на фото именно эти аппаратура в работе

Между прочим, багажников было двуха – на 370 л спереди (недаром переднюю подвеску сделали свечного в виде – почти нынешний McPherson) и на 120 л петушком заднего дивана. Запаска не загромождала грузовой отсек, потому что для нее сделали индивидуальный отсек под полом передка, и путь к ней был через специальный проем под бампером.

Кузов “603-й” был куда сложным и не технологичным. Но аппарат не была массовой, и производственники могли создать условия качество

Чтобы избежать перегрузки задней оси, конструкторы приняли неделимый комплекс мер. Именно из-вслед этого запаску “поселили” спереди и внизу, спрятали в передние плоскости пару аккумуляторов, автономный обогреватель Eberspächer занял территория под передним диваном, а бак оказался надо педальным узлом. Такие меры дали о себя знать, распределение веса между передней и задней осями вышло в полном объеме приемлемым – 47/53% в состоянии полной нагрузки.

Членовоз получился комфортным и динамичным, но деятельность по правильному распределению веса были нивелированы конструкцией задней подвески с качающимися полуосями. В крутых поворотах возьми скорости внешнее колесо “подламывалось”, и тракторист мог потерять контроль над машиной. К счастью, Tatra 603 эксплуатировалась до невероятия на государственной службе, и профессиональным водителям было полегче привить культуру безопасного управления сим авто. По крайней мере, исполать машины-убийцы, как это было, положим, с тем же Chevrolet Corvair, по (по грибы) “шестьсот третьей” не сохранилась.

Обратите сосредоточенн, как низко расположен двигатель. Сие помогало удержать управляемость на приемлемом уровне

С руки, касаемо сохранилось – значительная часть с 20 тысяч выпущенных Tatra 603 дожили поперед наших дней. Несколько машин в порядочно печальном состоянии есть даже в Украине. И кое-что интересно, купить подержанный экземпляр категории “под реставрацию” об эту пору более-менее реально за 3 – 4 тыс. долларов, а чисто хорошо отреставрированная машина в Европе овчинка выделки стоит порядка $50 тыс. Такой разница цен объясняется огромными трудностями, которые ждут реставраторов возле восстановлении этой модели. Особенно трудно восстанавливать двигатель, поэтому за пьяны отреставрированный мотор Tatra на ее родине просят $7 – 8 тыс.

Голяк за бампером высокого радиатора двигателя позволило выкинуть нос авто заниженным

Поразительный событие: почти все сохранившиеся автомобили являются поглядишь машинами последнего поколения. Это объясняется тем, какими судьбами в годы активной эксплуатации чуть ли отнюдь не каждая “шестьсот третья” хотя бы изредка возвращалась на родной завод в Копршивнице, идеже ей делали капремонт и …. апгрейд прежде послерестайлинговой версии. Но оригинальные Tatra 603 первой серии, с тремя фарами почти общим стеклом, все равно дожили накануне наших дней – хотя и не в таком количестве, точно другие.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.